Пятница, 19.04.2024, 10:45
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Технический надзор котельных

Главная » 2018 » Сентябрь » 8 » "Эксперт": Рост цен на нефть можно рассматривать как следствие кризиса доверия к CDO
11:08
"Эксперт": Рост цен на нефть можно рассматривать как следствие кризиса доверия к CDO
Торговый баланс России вновь улучшается - на фоне мировых финансовых проблем пошли вверх цены на нефть, этот спекулятивный актив современности. Как распорядиться сверхплановыми доходами? - задается вопросом "Эксперт" в статье под названием "Хлопотный бонус".
 
Оказавший столь болезненное воздействие на наш рынок рост мировых цен на некоторые виды продовольствия оттеснил на задворки общественного внимания не менее интригующий тренд во внешнеторговой сфере - резкое, почти двукратное повышение цены нефти с начала нынешнего года. Особенно неожиданное на первый взгляд на фоне мировых финансовых проблем и интенсивное - в период с середины августа по середину ноября.
 
Когда в начале года цена нефти провалилась до 50 долларов за баррель Urals, неизбежным казалось скорое обнуление текущего платежного, а затем и торгового баланса России и даже возникновение так называемой проблемы-2009 (или 2010), связанной с поиском альтернативных каналов предложения денег в условиях, когда приток валюты перестанет выполнять эту функцию. Ведь приток капитала - весьма волатильная вещь, на него уповать в этом смысле особенно не стоит. Повод для таких настроений - помимо ускорившегося увеличения импорта - давали и не слишком оптимистичные прогнозы роста мировой экономики из-за ожидаемого охлаждения потребительского рынка в США и, соответственно, торможения спроса и падения цен на сырьевые ресурсы.
 
Однако в последние месяцы, в основном благодаря повышению цены на нефть (правда, до июня продолжали в целом дорожать и металлы), торговый баланс снова улучшается. Несмотря на то что к Японии и Корее, с которыми мы традиционно имели отрицательный баланс торговли, в этом году добавились Китай, Германия и, как это ни удивительно, США, в целом сальдо торговли с основными регионами-контрагентами - ЕС и СНГ - оставалось сильно положительным. И это - итог девяти месяцев, в котором еще не отразился взрывной рост цен на нефть в самый последний период, а контрактные цены на газ, которые обычно формируются с учетом скользящей средней цены нефти за несколько предыдущих месяцев, вероятно, находятся на самом низком уровне за последние годы. Так что в четвертом квартале сальдо торгового баланса продолжит рост. И это, возможно, несколько меняет представление о задачах, с которыми может столкнуться макрорегулирование в предстоящие два-три года. Но вначале хотелось бы остановиться на том, насколько устойчивой может быть тенденция повышения цен на нефть, а для этого - попытаться понять, в чем ее причины.
 
Спекулятивный актив
Как лопнувший пузырь доткомов в свое время способствовал тому, что рост цен на нефть позволил России "подняться с колен" в 2000 году, так и, по-видимому, новым витком улучшения торгового баланса мы обязаны именно нынешнему периоду потрясений на финансовых рынках. Во всяком случае, можно отметить определенное сходство предшествовавшей скачку цен на нефть в 2000 году ситуации на финансовом рынке США, когда инвесторы в течение нескольких лет в припадке иррациональной жизнерадостности осаждали новый сектор интернет-экономики, и сегодняшней. На этот раз, похоже, тоже наблюдается не столько традиционный ипотечный кризис (пузырь на рынке жилья), сколько передозировка в использовании модных и сравнительно новых инструментов секьюритизации банковских активов, с помощью которых технология рефинансирования ипотечных кредитов в 2000-х годах коренным образом преобразилась по сравнению с той, что была в 1990-х.
 
Почему рост цен на нефть можно рассматривать как следствие кризиса доверия к CDO (collateralized debt obligations - финансовые инструменты, обеспеченные корзиной кредитных активов), емкость глобального рынка которых к концу 2006 года оценивалась в 2 трлн долларов? Об особенностях современного формирования цен на нефть много писалось. Благодаря развитому рынку деривативов и присутствию хедж-фондов на биржевых площадках она с некоторых пор не является вполне обычным товаром, цена на который определяется спросом и предложением, а представляет собой, скорее, как и недвижимость, вид финансового актива.
 
Контрастом к этому выглядит движение цен второго экспортного ресурса - металлов, которые под влиянием не слишком радужных перспектив в экономике США в период финансовой напряженности как раз снизились: с июня по октябрь - примерно на 13%. Может быть, в дальнейшем - как ожидается, за пределами 2010 года - цена на нефть и будет расти из-за исчерпания традиционных месторождений и трудностей вовлечения новых, но пока это, похоже, не совсем так. О чем свидетельствуют, в частности, два предыдущих эпизода скачка цен, 2000-го и 2004-2005 годов, происходивших в отсутствие дефицита самого базового ресурса. Динамика цен на нефть, примерно так же, как и на рынках других активов, формируется исходя из арбитражных соображений выравнивания ожидаемой доходности вложений в альтернативные активы с учетом рисков.
 
Таким образом, вполне правдоподобна гипотеза, согласно которой движение цены на нефть вписывается в ту же "толчково-пузыристую" модель миграции рисков, что и финансовые рынки. Согласно ей рынки активов начиная, по крайней мере, с середины 1980-х годов представляют собой сменяющие друг друга пузыри, по которым, подобно горячей картофелине, перекатываются ликвидные средства спекулянтов. Последние звенья в этой цепочке: пузырь доткомов - рост цены нефти 2000 года - приток капитала на развивающиеся рынки - пузырь CDO - рост цены нефти 2007 года. И если это так, то идей для спекуляции, альтернативных нефти и развивающимся фондовым рынкам, до новых финансовых изобретений на ближайшее время не просматривается.
 
Копить или тратить?
Если укрепление торгового баланса продолжится, то это может с новой остротой поставить главный "проклятый" вопрос нашей экономики: что делать со свалившимся на нас в очередной раз нефтяным богатством - резервировать или тратить? Напомним, что Минфин в трехлетнем бюджете, составлявшемся как раз на дне падения нефтяных цен, уже поспешил обнулить профицит к 2010 году, отправив к тому времени порядка 10% ВВП в резервный нефтегазовый фонд и приступив к формированию второго фонда, компенсирующего исчерпание запасов. Но последние изменения показывают, что расслабляться рано.
 
Во-первых, нельзя не учитывать усилившуюся волатильность мировой валютной системы, которая делает резервирование нефтегазовых доходов достаточно рискованным занятием.
 
Во-вторых, ЦБ анонсировал переход от управляемого к свободному плаванию обменных курсов. Последнее возлагает ответственность за курсообразование целиком на Минфин. С этой точки зрения оба способа инвестирования дополнительных доходов внутри страны - закачка новой порции денег в госкорпорации (увеличение расходов) или в частный сектор (снижение налогов) - могут в отсутствие интервенционной поддержки ЦБ привести к резкому укреплению курса рубля.
 
Наконец, и с точки зрения теоретической модели использования исчерпаемых ресурсов оптимальной является постоянная величина бюджетных расходов в отношении к ненефтяному ВВП, независимо от уровня нефтяных доходов и ценовой конъюнктуры. Для поддержания этой пропорции требуется превращение части нефтяного богатства в финансовые активы, доходы от которых позволят замещать в финансировании госрасходов поступления от нефти (так называемую динамическую ренту) по мере истощения запасов углеводородов.
 
Границы укрепления рубля
Надо ли бояться неминуемого в случае использования нефтегазовых доходов внутри страны существенного укрепления рубля? До недавнего времени в отрицательном влиянии на промышленное производство оно замечено не было. Наоборот, скорее, на периоды наиболее быстрого укрепления рубля и увеличения импорта приходились и более высокие темпы роста производства. Во всяком случае, глядя на график изменения реального обменного курса, импорта и обрабатывающих производств в промышленности, сложно сделать вывод о разнонаправленном движении укрепления рубля и динамики производства. Напротив, чаще всего все три кривые движутся синхронно. Кроме разве что последних точек. Однако особенности статистической обработки данных не позволяют четко идентифицировать тенденции в конце периода наблюдения. При этом речь идет о курсе рубля к доллару, поскольку реальный эффективный обменный курс рубля, составленный из валют торговых контрагентов, вообще мало на что влияет.
 
Это подтверждают и свежие данные по промышленности за октябрь. Они свидетельствуют, скорее, о том, что в промышленности все же преодолено летнее торможение темпов роста, несмотря на достаточно интенсивное укрепление рубля в осенние месяцы. Похоже, существует не так много индустриальных секторов, которые могли бы негативно среагировать на рост обменного курса. В частности, в октябре лидерами роста в промышленности стал ряд видов продовольствия, для которых повышение цен, по-видимому, означало увеличение рентабельности и расширение спроса, а также традиционно успешно развивающиеся в последнее время стройматериалы и некоторые виды инвестиционной машиностроительной продукции.
 
Конечно, всему есть свои пределы, и нельзя исключить, что резкий взлет рубля, если он состоится, может негативно сказаться на рентабельности производства и инвестициях. Во всяком случае, показатель добавленной стоимости на рубль зарплаты, который отражает, в частности, и процесс укрепления рубля, в последнее время довольно интенсивно снижался и, возможно, уже подошел к опасной черте.
 
Поучиться у хедж-фондов
Если же, как предписывает теория, увеличивать резервирование дополнительных доходов по мере повышения цены на нефть, то наблюдаемое сегодня состояние резервных валют делает актуальным вопрос: в каких активах хранить резервы? Не будучи специалистом в вопросах мировой экономики, не берусь судить, насколько опасно нынешнее положение доллара, но все же, кажется, ситуация не так фатальна, как звучит в некоторых комментариях.
 
Как я понимаю, реально есть проблема дисбаланса США в торговле с Японией, Китаем и другими азиатскими странами, по отношению к которым переоцененный доллар как раз удерживается благодаря накоплению ими резервов. В условиях неопределенности с долларовыми инструментами они перегоняют активы в евро, из-за чего его курс растет, и там надувается своеобразный пузырь. Платежный баланс еврозоны не дает оснований для такого роста курса, а снижать процентную ставку там нельзя из-за риска инфляции. В целом нынешнее падение доллара выглядит как проблема "пузыря евро" и азиатских экономик, в которой пострадавшей стороной оказывается также и Россия из-за огромного объема номинированных преимущественно в долларах резервов. В общем, они, вероятно, как-то разберутся между собой, так как все три стороны этого треугольника и, кстати, США - пожалуй, меньше других - заинтересованы в том, чтобы как-то разрулить данную проблему. Урок же, который мы должны извлечь из этой истории, заключается в следующем. Необходимо ускорить отделение нефтегазовых фондов от резервов ЦБ и изменить методы управления первыми, в какой-то мере приблизив к принципам управления хедж-фондами.
 
Падение доллара - проблема "пузыря евро" и азиатских экономик. Пострадавшей оказывается также и Россия из-за огромного объема долларовых резервов.
Просмотров: 278 | Добавил: forjage1977 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
RSS

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Сентябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Архив записей

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz